Программа «Рухани жаңғыру» - культ святых в исламе
- РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ
- 16.08.2022
- 342 просмотра
Помнить и чтить народные традиции – означает сохранять традиционный культурный код народа.
Мусульманский культ святых, занимавший важное место в религиозной жизни многих народов, сложился под влиянием архаичных идей, хранивших представления о множественных божествах, которые в исламе приобрели новое толкование.
Культ святых в Казахстане в целом не выходит за пределы общемусульманской традиции.
Обычно выделяют следующие основные категории святых:
— Святые, образы которых связаны с ранней историей ислама – первыми халифами, сподвижниками и преемниками пророка Мухаммада, членами их семей; к этому же ряду относятся святые, образы которых заимствованы из коранической традиции.
Широкой популярностью пользовались и пользуются в настоящее время имена ближайших сподвижников Мухаммада – Абубекр, Омар, Осман, Али. Их имена, овеянные многочисленными легендами, глубоко проникли в народный быт.
— Святые – средневековые суфии, основатели и руководители школ и орденов, их сподвижники и последователи; святые-суфии, принадлежащие к местным ишанским династиям, известность которых не выходила за пределы определенных районов.
Особое место среди святых мест занимает мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, который в народе иногда называют «Второй Меккой».
Среди святых, образы которых связаны с суфийской традицией, называют: Святой Кара-бура (Бура-хан аулие), святой Коктонды-ата, святой Мукым-ата, святая Фатима и др.
— Святые – родоначальники родов и племен, генезис которых тесно связан с культом предков.
У казахов, как и у многих других народов, в культе святых можно обнаружить проявления местной традиции почитания родоначальников племен и родов, почитания божеств, которые оказывают покровительство всему родственному коллективу.
Среди таких святых обозначены: Байдибек-ата, Домалак-ана,
Ритуал паломничества к святыням включает в себя круговые обходы (таваф) святыни; молитвы у святилища; прикосновения к святыне, надгробию, порогу; повязывание лоскутков от одежды к деревьям, шестам; омовение водой из священных источников, жертвоприношение животного.